ООО «Эл-Кран»
248 033, Калуга,
2-ой Академический проезд, 15
El-kran Ваша техника скажет - Спасибо
Колеса и крановые редукторы
Металлоизделия по Вашим чертежам
Телефон в городе Нижний Новгород ›
8 (831) 234-13-17
Регионы: 8 (800) 533 97 17
Назад

Словарь-справочник

3D-печать – это процесс послойного нанесения расплавленного материала или иначе - моделирование плавленого осаждения. Он осуществляется с помощью машины, называемой 3D-принтером, многократно осаждающей одну и ту же область, чтобы выстраивать слои от основания вверх до создания окончательной модели. В процессе 3D-печати машина должна ждать, пока каждый слой остынет, прежде чем наносить следующий, чтобы сохранить прочность и целостность формы.
Асинхронный двигатель - это двигатель, основной особенность которого является малое изменение частоты вращения при изменении нагрузки.
Барабан (механика) – это составной элемент механизма сцепления, предназначенного для передачи крутящего момента.
Барабан грузовой (барабан крановый) – устройство, предназначенное для наматывания и укладки тягового троса кранового механизма.
Башенный кран – разновидность грузоподъемного крана, применяемая на строительных работах. Имеет высокую башню, поворотную стрелу и подъемную лебедку. Бывают стационарными и передвижными. Башня передвижного крана опирается на ходовые колесные или гусеничные тележки, которые перемещаются по рельсовому пути или по земле. Грузоподъемность передвижных Б. к. до 100 т, стационарных до 400 т, высота подъема до 150 м, вылет стрелы до 50 м.
Блок (механика) - это колесо с желобом по окружности, вращающееся вокруг своей оси.
Букса (крановая) - это деталь, предназначенная для установки в нее подшипников крановых колес и соединяющая раму крана и колесо.
Быстроходная вал-шестерня (ведущая, входная) - это условное название детали, на которую в редукторе подается вращательная механическая энергия.
Вал (механический) – это деталь, предназначенная для поддержания других деталей с целью передачи вращательного момента. В процессе эксплуатации вал испытывает изгиб и кручение.
Вал-шестерня - это деталь, в которой совмещены вал и шестерня, конструктивно изготовленные как одно целое.
Венец зубчатый кольцевой (механика) - кольцо между окружностями по головкам и по ножкам зубцов.
Волосовины (дефекты металла) – один из дефектов, нарушающих сплошность металла. Представляют собой тонкие трещины длиной от одного до нескольких десятков миллиметров. Волосовины могут находиться и на поверхности, и в глубине металла.
Втулка (механика) - деталь машины, механизма, прибора цилиндрической или конической формы, имеющая осевое отверстие, в которое входит другая деталь. В муфте зубчатой типа МЗ и МЗП находится в непосредственном зацеплении с обоймами, имеет наружные зубья.
Входной вал (ведущий, быстроходный) - это условное название детали, на которую в редукторе подается вращательная механическая энергия.
Гайка (в конструкции кранового крюка) – это деталь, навинчивающаяся на резьбу крюка, с помощью которой крюк удерживается в конструкции подъемного механизма. В обязательном порядке должна быть укреплена стопорной планкой для исключения самопроизвольного свинчивания.
Гидравлический привод (гидропривод) — совокупность устройств, предназначенных для приведения в движение машин и механизмов посредством гидравлической энергии.
Передача мощности в гидроприводе происходит следующим образом:
- Приводной двигатель передаёт вращающий момент на вал насоса, который сообщает энергию рабочей жидкости.
- Рабочая жидкость по гидролиниям через регулирующую аппаратуру поступает в гидродвигатель, где гидравлическая энергия преобразуется в механическую.
- После этого рабочая жидкость по гидролиниям возвращается либо в бак, либо непосредственно к насосу.
Гидротолкатель предназначен для преобразования гидравлическим способом электроэнергии в механическое прямолинейное движение и приведения в действие колодочных тормозов подъемных механизмов, механизмов подъемно-транспортного оборудования.
Глубина закалки колеса – закалка рабочей поверхности кранового колеса, зависит от величины его диаметра и составляет от 10 до 40 мм.
Согласно ГОСТ 33709.1-2015, грузоподъёмность - это вертикальная статическая нагрузка от груза максимальной массы, на которую спроектирован кран.
Деталь – это неразъёмная элементарная часть машины.
Диаметр зева крюка – это основной размер при проектировании нестандартного крюка.
Диаметр посадочного отверстия втулки – это величина диаметра места насадки полой втулки на вал.
Закрытая передача – это передача, предназначенная для изменения угловых скоростей и вращающих моментов, также называется редуктором.
Запас прочности – это величина, показывающая способность конструкции выдерживать прилагаемые к ней нагрузки выше расчётных. – для словаря
Звездочка (механика) – это название профилированных колес с зубьями, контакт которых происходит с цепью (гусеницей) в цепной передаче. Звездочки, в отличие от шестерен, не контактируют друг с другом.
Зев (крюка) – место расположения съемного приспособления грузозахватного устройства на внутреннем диаметре грузового кранового крюка.
Зубчатая передача – передача энергии вращения посредством зубчатого зацепления колес, изготовляемых нарезанием зубьев эвольвентой формы в дисковых заготовках.
Исполнение редуктора - передаточное число редуктора, вариант сборки и формы концов валов
Исполнения втулок муфт согласно ГОСТ Р 50895-96:
1 - с цилиндрическими отверстиями для коротких концов валов по ГОСТ 12080;
2 - с коническими отверстиями для коротких концов валов по ГОСТ 12081 для муфт типов 1 и 3.
Допускается по заказу потребителя изготовлять втулки с отверстиями для концов валов другой формы.
Принято считать, что канат изготовлен из синтетических или натуральных материалов, а трос - это изделие из металла. В общем машиностроении термином "трос" пользуются мало, вместо этого употребляют "стальной канат".
Кованная заготовка (поковка) - заготовка или готовое изделие, получаемое ковкой в кузнечно-штамповочном производстве.
Ковка - один из способов обработки металлов давлением, при котором инструмент оказывает многократное прерывистое воздействие на заготовку, в результате чего она, деформируясь, постепенно приобретает заданную форму и размеры. Готовое изделие, получаемое методом ковки, называют поковкой.
Козловый кран подъемный кран в виде моста на жестких опорах (козлах), передвигающихся по рельсовому пути или бетонному основанию. На мосту устанавливается грузовая тележка или таль. Применяют для обслуживания открытых складов и в строительстве. Грузоподъемность до 800 т, пролет до 170 м.
Колесная установка (крановое колесо в сборе) – механизм, полностью готовый к установке на кран, состоящий из колеса, вала, подшипников, букс и крышек.
Колесо с запрессованным валом – это вариант сборки колесной установки. Предлагается заказчику в том случае, когда у него есть условия, позволяющие самостоятельно доукомплектовать колесо и качественно осуществить его полную сборку.
Коническая зубчатая передача – это зубчатая передача с пересекающимися осями, у зубчатых колес которой все поверхности конические.
Консоль (механика) – конструкция, жестко закрепленная одним концом при свободном другом, или часть конструкции, выступающая за опору. Применяется обычно в тех случаях, когда устройство дополнительных опор невозможно или нецелесообразно.
Консольный кран - подъемный кран с поворотной или неподвижной консолью, по которой передвигается грузовая тележка. Применяется главным образом в цехах промышленных предприятий и закрытых складских помещениях. Грузоподъемность от 4 до 10 т.
Корпус редуктора – это деталь, литая чугунная или сварная стальная, внутри которой помещены все элементы механической передачи (колеса, валы, подшипники и т.д.). В отдельных случаях внутри размещены также устройства для смазывания зацеплений и подшипников или устройства для охлаждения.
Коэффициент запаса торможения механизма подъема груза при машинном приводе равен: 1,5 — при легком режиме работы; 1,75 — при среднем; 2 — при тяжелом и 2,5— при весьма тяжелом режимах работы. Коэффициент запаса торможения механизма изменения вылета должен быть не менее 1,5.
Крутящий момент (момент силы) - это вращающая сила, которую создает главный рабочий орган двигателя и передает ее на вал двигателя.
Лебедка — механизм, тяговое усилие которого передается посредством каната, цепи, троса или иного гибкого элемента от приводного барабана.
Литая заготовка – заготовка, полученная при заливке жидкого металла в литейную форму, в которой он затвердевает.
Литье - технологический процесс изготовления заготовок (реже — готовых деталей), заключающийся в заполнении предварительно изготовленной литейной формы жидким материалом (металлом, сплавом, пластмассой и т. п.) с последующим его затвердеванием.
Многоступенчатая передача – это вид механической передачи, состоящий из 2-х и более пар звеньев.
Мостовой кран - грузоподъемный кран, выполненный в виде опорного или подвесного моста с грузовой тележкой (талью). Мост перемещается по подкрановым рельсам, например, вдоль пролета цеха, а тележка (таль) — по мосту поперек пролета. Грузоподъемность 5—450 т.
Мотор-редуктор - представляет собой электродвигатель и редуктор, соединенные в единый агрегат. Мотор-редукторы
Муфта (механика) – устройство, соединяющее друг с другом концы валов и свободно сидящие на них детали. В зависимости от конструкции она может в определенных пределах компенсировать различные неточности изготовления и сборки механизмов: несовпадение осей валов, изменение расстояния между концами валов.
Муфта зубчатая – это разновидность муфт механических, отличающаяся зубчатым зацеплением соединяемых валов и жесткой компенсацией их осевого, радиального и углового смещения.
Муфта зубчатая с применением промежуточного вала (МЗП) – это муфта зубчатая, в которой, в отличие от МЗ, одна зубчатая обойма и одна втулка заменены фланцевой полумуфтой. Вал запрессовывается непосредственно в полумуфту.
Надежность в работе (тормоза колодочного) - тормоза колодочные можно эксплуатировать в следующих условиях:
- При температуре окружающей среды от -40 до +40 ° C.
- При влажности воздуха 80% при 20 ° C.
- В окружающей среде не должно быть веществ, разрушающих резину и металл.
Нарезка (механика) – механическая обработка изделия, при котором на его поверхности формируются уступы (выступы) различной формы и размеров.
Неподвижные блоки (механика) - это блоки, оси которых помещены в неподвижно закрепленных опорах и не могут перемещаться в пространстве. Эти блоки используют только для изменения направления движения гибкого элемента (каната, цепи). В крановой технике неподвижная обойма блоков закреплена, как правило, на стреле крана.
Неприводное крановое колесо (ведомое) - колесо, которое свободно вращается на своей оси.
Нестандартными крановыми колесами в компании ЭлКран условно называются колеса, для изготовления которых используются кованые заготовки (поковки). К таким колесам относятся все крановые колеса с диаметром поверхности катания (D) до 300 мм (260Х70, 260Х80, 200х60, 250х70). Также применяется поковка, если в готовые параметры штамповки невозможно вписать параметры h и L1 кранового колеса.
— h, Толщина стенки ступицы. Этот параметр у готового колеса не может быть меньше, чем регламентирует ГОСТ 28648-90. Если нужный размер посадочного отверстия больше, чем позволяет сделать штамповка, не нарушая ГОСТ, то для его изготовления используют поковку.
— L1, Диаметр посадочного отверстия – при подборе штамповки для изготовления конкретного типоразмера кранового колеса учитывается диаметр отверстия, который уже присутствует в заготовке, - из штамповки нельзя изготовить крановое колесо, с диаметром посадочного отверстия меньшего размера, чем в штампованной заготовке. Если колесо не вписывается в этот параметр штамповки, для его изготовления используют поковку.
Номинальный крутящий момент – это наибольший крутящий момент, передаваемый муфтой в течение срока службы при длительном режиме работы с постоянной нагрузкой и постоянным направлением вращения.
Обод (механика) – кольцевая часть колеса.
Обойма блочная (механика) – устройство, состоящее из двух и более блоков, находящихся в одной плоскости.
Обойма зубчатая - это комплектующая зубчатых муфт типа МЗ и МЗП, находящаяся в зацеплении с полой зубчатой втулкой и представляющая из себя венец с внутренним рядом зубьев.
Объемная закалка – способ термообработки, при котором воздействию подвергается весь объем металлоизделия.
Одноступенчатая передача – это вид механической передачи, состоящий из одной пары звеньев (ведущего и ведомого).
Опасные сечения крюка – это расчетные участки крюка (поперечные сечения), испытывающие наибольшие напряжения при работе на изгиб и растяжение.
Ось (механика) — стержень, помещенный в центре вращающейся части машины. В передвижных механизмах опирается одним концом на колеса, проходя через их ступицы, другим - соединяет колеса с самим механизмом.
Ответная шестерня (механика) – колесо сопряженной пары зубчатых колес, принимающее вращение от ведущего колеса.
Открытая передача (механика) – это вид зубчатой передачи, работающей в условиях, незащищенных от попадания загрязняющих веществ. Обычно со скудной смазкой густой консистенции, либо вообще без смазки.
Палец (механика) - нерезьбовой крепеж в виде короткого цилиндрического стержня.
Первичный вал (механика) – деталь, предназначенная для передачи крутящего момента на блок зубчатых колес, и воспринимающая изгибающие нагрузки.
Передаточное отношение – это отношение угловой скорости ведущего звена к угловой скорости ведомого звена. Передаточное отношение может быть больше, меньше или равно единице.
Передаточное число передачи – это отношение большей угловой скорости к меньшей. Передаточное число не может быть меньше единицы.
Передача (механическая) – система определенным образом расположенных механических элементов, передающая энергию вращения между валами. Звено передачи, которое получает движение от машины-двигателя, называется ведущим, звено, которому передается движение, называется ведомым.
Переукладчик путей - специальная вагонетка, которая может заменять железнодорожные пути.
Повышающие передачи – это передачи, у которых угловая скорость ведомого звена больше угловой скорости ведущего.
Подвижные блоки (механика) – это блоки, оси которых вместе с опорами могут перемещаться в пространстве. В крановой технике на подвижных блоках находится, как правило, грузовой орган (крюк), к которому и подвешивается груз.
Подвижные блоки полиспаста – грузоподъемное устройство, состоящее из собранных в подвижную обойму блоков, последовательно огибаемых грузовым канатом, и предназначенное для выигрыша в силе.
Подшипник - опора вала или оси, фиксирующая положение вращающейся или качающейся части механизма по отношению к другим его частям.
Полиспаст (механика) - грузоподъемное устройство, состоящее из собранных в подвижную и неподвижную обоймы блоков, последовательно огибаемых канатом (или другим гибким органом), и предназначенное для выигрыша в силе (силовой полиспаст) или в скорости (скоростной полиспаст).
Полиспаст обратного действия (скоростной) - поднимаемый груз закрепляется к неподвижно закрепленному блоку.
Полиспаст прямого действия (силовой) - поднимаемый груз закрепляется к подвижному блоку.
Понижающие передачи - это передачи, у которых угловая скорость ведомого звена меньше угловой скорости ведущего.
Предохранительный замок крюка кранового – приспособление в конструкции грузового кранового крюка, предохраняющего груз от самопроизвольного выпадания из зева крюка. Предохранительные замки крюков, согласно ГОСТ 12840-80, изготавливают двух типов: замки пружинного замыкания и замки, замыкающиеся под действием собственной массы. В обязательном порядке замками снабжаются краны, грузоподъемностью свыше 25 тонн.
Привод (механический) – это конструкция, предназначенная для передачи и преобразования вращательного движения от электродвигателя к исполнительному механизму технологического оборудования.
Приводное крановое колесо (ведущее) – колесо, которое получает принудительное вращение от механизма передвижения. Приводные ходовые колеса благодаря силам сцепления между поверхностями ободьев и рельсов осуществляют перемещение крана или тележки.
Раковины (механика) - один из видов изнашивания металла в виде пустот различной формы и размеров, образующихся внутри или на поверхности отливки.
Реборда - выступающая часть (гребень) обода колеса для предохранения его от схода с рельса
Реверсивность – обратимость, возвратность.
Редуктор (механический) — устройство, преобразующее и передающее крутящий момент, с одной или более механическими передачами, обычно изменяющее влияние угловых скоростей в большую или меньшую сторону.
Редуктор коническо-цилиндрический — это разновидность комбинированного механического редуктора, характеризующаяся сочетанием цилиндрических и конических зубчатых передач и разноплоскостным расположением осей ведущего и ведомого валов.
Редуктор цилиндрический - это разновидность механического редуктора, в основе которого лежит цилиндрическая зубчатая передача, а оси ведущего и ведомого валов параллельны.
Редуктор червячный — это разновидность механического редуктора, в основе которого используется червячная передача, а оси ведущего и ведомого валов пересекаются в пространстве.
Редукторы крановые – это тип специальных редукторов. Применяются на крановой технике и машинах, работающих в крановых режимах. Выделяются особыми требованиями к удельной нагрузочной способности редуктора, характеру нагрузки, габаритно-весовым параметрам, простоте сборки и надежности ввода в эксплуатацию. Крановые редукторы
Сила трения (механика) — это сила сопротивления относительному перемещению контактирующих поверхностей тел. Действие сил трения всегда сопровождается превращением механической энергии во внутреннюю, вызывает нагревание тел и окружающей их среды.
Сорбитизация - вид термической обработки стали, заключающийся в ее нагреве выше температуры верхней критической точки и охлаждении со скоростью 100—600 °С/мин (в воздушной струе или в жидких средах, нагретых до 300—500 °С). Применяется при обработке изделий, к механическим свойствам которых предъявляются повышенные требования.
Средняя вал-шестерня – условное название вал-шестерни, находящейся между входной вал-шестерней и выходной вал-шестерней, и передающей механическую энергию между ними.
Сталь марки 65Г - марка стали используемая для изготовления крановых колес согласно ГОСТ 28648-90.
Стандартными крановыми колесами в компании Эл-Кран условно называются колеса, для изготовления которых используются штампованные заготовки (штамповки).
Ступица (механика) - центральная часть вращающейся детали (маховика, шкива, зубчатого колеса и т. д.), имеющая отверстие для посадки на вал или ось.
Таль - подвесное грузоподъемное устройство с ручным или механическим приводом. Применяется как самостоятельно, так и в качестве механизма подъема в различных грузоподъемных кранах. Грузоподъемность до 5 т.
Твердость поверхности качения – для деталей, к которым предъявляются требования высокой износоустойчивости и высоких пружинящих свойств, при закалке в масле и отпуске из стали марки 65Г требования к данному параметру согласно ГОСТ 28648-90 - от 320 до 390 НВ.
ТВЧ – способ термообработки, при котором воздействию токов высокой частоты подвергается поверхность металлоизделия.
Тележка крановая (грузовая) – обязательная часть конструкции двухбалочного мостового или двухбалочного козлового кранов, с механизмом подъема и захвата груза. Грузовая тележка может быть как лебедочного, так и тельферного типа. Мостовые и козловые краны легкого и среднего режима работы комплектуются крановыми тележками тельферного типа, а краны тяжелого режима работы - крановыми тележками лебедочного типа.
Термообработка – это нагрев металла до критической температуры 700-800гр. и быстрое охлаждение в масле, воде или воздушном потоке с температурой 500-300гр.
Тип муфты (механика) – это параметр ГОСТ Р 50895-96, устанавливающий следующие типы муфт зубчатых: 1 - с разъемной обоймой; 2 – с промежуточным валом; 3 – с неразъемной обоймой.
Тихоходная вал-шестерня (ведомая, выходная) – это условное название детали, с которой в редукторе снимается преобразованная механическая энергия.
Тихоходная шестерня (механика) – условное название шестерни, сопряженной с тихоходным валом.
Тихоходный вал (механика) – условное название вала, сопряженного с тихоходной шестерней.
Тормоз колодочный – это тормоз, где колодки прижимаются к ободу колеса. В грузоподъемной технике служит для остановки и удержания валов механизмов в заторможенном состоянии при неработающем электродвигателе.
Тормозная система – система, предназначенная для уменьшения скорости движения и/или остановки транспортного средства или механизма. Она также позволяет удерживать транспортное средство или механизм от самопроизвольного движения во время покоя.
Тормозной вал – часть тормозного механизма с осевым нажатием, вдоль оси которого действует сила, создающая тормозной момент.
Траверса (в крюковой подвеске) – деталь крюковой подвески, на которую опирается крюк через упорный шарикоподшипник. Благодаря траверсе крюк может вращаться относительно траверсы и щек подвески, тем самым облегчая закрепление груза.
Угловая скорость - величина, характеризующая быстроту вращения твердого тела и направленная по оси его вращения в ту сторону, откуда поворот тела виден происходящим против хода часовой стрелки.
Уплотнения (механика) – это уплотняющие устройства, которые устанавливаются в местах соединения корпусных деталей, а также в местах входа и выхода валов в корпус механизма.
Усталостные дефекты (дефекты металла) – явление, возникающее при длительной и сильной нагрузке на металл.
Устройство колодочного тормоза — ТКГ состоит из механизма электрогидравлического толкателя и рычажного тормоза. Когда толкатель находится в выключенном состоянии, под действием сжатой пружины рычажная система прижимает колодки к поверхности шкива. Тормоз крановый типа ТКГ состоит из тормозного шкива, вала (который необходимо удерживать), стоек тормоза, тормозных колодок, тормозных накладок.
Фланец (механика) - плоское или прямоугольное кольцо с равномерно расположенными отверстиями для болтов и шпилек, служащее для прочного и герметичного соединения валов и других вращающихся деталей (фланцевое соединение). Фланцы используют попарно (комплектом).
Фланцевая полумуфта (механика) - часть муфты, жестко связанная с одним из валов и другой полумуфтой, обе полумуфты выполнены в виде фланцев.
Хвостовик (крюка) – часть крюка, предназначенная для его крепления.
Холостое колесо (ведомое) – стандартное исполнение без шпоночного паза.
Цапфа (механика) - часть вала или оси, на которой находится опора (подшипник). Цапфа, находящаяся на краю вала, называется шип, в средней части вала — шейка. Концевая цапфа, воспринимающая осевые нагрузки, — пята.
Цепная передача (механика) – механизм, в котором передача механической энергии на расстояние осуществляется цепью, охватывающей звездочки (цепные зубчатые колеса).
Цилиндрическая зубчатая передача – это зубчатая передача с параллельными осями, у зубчатых колес которой все поверхности цилиндрические.
Червяк (механика) - зубчатое колесо в форме винта для передачи движения в червячных передачах.
Червячная передача - механизм для передачи вращения между валами посредством винта (червяка) и сопряженного с ним червячного
колеса.
Червячное колесо - зубчатое колесо с зубьями специальной формы, соответствующей червяку, приводящему его в движение.
Шейка крюка – место перехода хвостовика крюка в нарезную часть (до первых витков резьбы). Основное место обрыва крюка – требует наиболее тщательного контроля при эксплуатации.
Шестерня (механика) – меньшее, обычно ведущее колесо, в зубчатой передаче.
Шкив (механика) — фрикционное (от лат. «трение») колесо с ободом или канавкой по окружности.
Шлиц (механика) – впадина на валу, в которую входит зуб сопряженной детали, образуя зубчатое соединение, служащее для передачи крутящего момента.
Шлицевое (зубчатое) соединение — соединение вала (охватываемой поверхности) и отверстия (охватывающей поверхности) с помощью шлицев (пазов) и зубьев (выступов), радиально расположенных на поверхности. Обладает большой прочностью, обеспечивает соосность вала и отверстия, с возможностью осевого перемещения детали вдоль оси.
Шпонка (полная) - устройство крепления, предотвращающее проворачивание насаживаемого элемента относительно соединяемой с ним детали (обычно вала).
Шпоночная канавка (паз) – часть устройства крепления, сопряженное со шпонкой, обычно имеет форму последней.
Штампование - процесс обработки металлов давлением, при котором формообразование детали осуществляется в специализированном инструменте — штампе. Готовое изделие, получаемое методом штампования, называют штамповкой.
Штампованная заготовка – заготовка, получаемая горячей объемной штамповкой в кузнечно-штамповочном производстве.
Щеки (подвеса кранового) – боковые элементы в конструкции подвеса крюкового кранового, соединяющие крюк с блоками полиспаста.
Эвольвента - это кривая, которую прочертит карандаш на конце туго натянутой нити, сматываемой с неподвижного кругового цилиндра.
Электродвигатель - это устройство, в котором электрическая энергия преобразуется в механическую.
Ваша заявка отправлена!
Заказать звонок

Нажимая кнопку "отправить", Вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения